Воспитание патриотизма, толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде

Россия по своим историческим основам является многонациональным и многоконфессиональным государством.

И в Российской империи, и в Советском Союзе существовали разные культуры, образую постепенно единый сплав – культуру единой России, основанную на принципе единства многообразия.

  В эпоху перемен, вызванных радикальными преобразованиями социально-экономической сущности государства, распадом Советского Союза, обострились скрытые прежде противоречия, начала проявляться национальная рознь.

В современных условиях, на фоне экономического кризиса создается дополнительная почва для различного рода конфликтов, в которых межнациональные конфликты могут занять одно из первых мест. В связи с этим совершенно очевидно, что принципы толерантности необходимо целенаправленно формировать, и, прежде всего, среди подростков и молодежи. От детей, которые приходят к нам сегодня, завтра будет зависеть безопасность и благополучие государства. Очевидно, что воспитание патриотических чувств – социальная потребность современного российского общества. Укрепление и поддержка чувства национального достоинства – комплексная работа, включающая в себя духовно-нравственное воспитание, формирование гражданского сознания и национального самосознания, исторического мышления и многое другое.

Эффективным направлением становится нравственно-эстетическое развитие молодежи, культурное межнациональное взаимодействие, воспитание толерантного отношения к представителям других конфессий и народностей.

Для русского языка слово «толерантность» относительно новое. Четкого и однозначного толкования это понятие не имеет. Чаще всего термин объясняется как «терпимость» - способность терпеть что-то или кого-то,  быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других,  быть снисходительным.

Воспитание толерантного сознания предполагает соблюдение  ряда условий, среди которых – уважение достоинств каждого человека, право на сохранение  индивидуальности; изучение других людей,  понимание  их, интерес  к ним; акцентирование  внимания  на объединяющих, а  не разъединяющих  людей факторах.

Важно отметить, что толерантность не противоречит гражданскому    общероссийскому   патриотизму. На терпимое отношение к чужой культуре и вере способен только человек, считающий для себя базисной ценностью свой  народ, его благо и его право на самобытность. Ценить другой  народ может лишь тот, кто с истинным уважением относится к  культуре собственного  народа  и его самобытным  традициям.

В целях более грамотной организации  деятельности по профилактике экстремизма  в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных  молодежных  объединений.

В неформальных объединениях отсутствует четкое членство  и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодежь по признаку субкультуры.

Почти все существующие неформальные подростково-молодёжные объединения       (за исключением радикалов), можно отнести к категории досуговых, то есть ориентированных, главным  образом,   на свободное  времяпрепровождение.

 Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются школьники с ещё несформировавшейся и легко поддающейся  влиянию психикой.

 Задачами в деле формирования толерантности и профилактики экстремизма в  межнациональных  отношениях является:

- формирование национально-этнической толерантности как одного из инструментов борьбы с экстремизмом;

- гармонизация межнациональных и этнокультурных отношений;

- создание в обществе атмосферы уважения к культурным и нравственным ценностям каждого народа;

- формирование интереса у детей к культуре, обычаям и традициям своего народа, а также представителей других национальностей;

- создание условий для межнационального общения, содействие укреплению межнациональных культурных связей.

Основным содержанием деятельности по формированию у молодежи принципов патриотизма, толерантности и профилактике экстремизма являются:

- правовое освещение молодежи;

- пропаганда историко-культурного наследия народов, населяющих район;

- организация межнационального культурного общения.

        Основными формами работы по реализации данных направлений являются:

- познавательно-игровые программы, тренинги, ток-шоу по правовому просвещению;

- мероприятия, посвященные дням воинской славы и памятным датам России;

- классные часы и беседы гражданско-патриотической направленности («Историческое прошлое России», «государственное устройство и символы России», «национальные праздники и обряды», «природа России и экология» и др.);

- факультативные занятия по краеведению

- выставки или стенды «Галерея русских солдат», «Исторические события России», «Выдающиеся деятели истории».

 При воспитании толерантности нужно учитывать, что путь к ней лежит через понимание многообразия мира людей и культур. И в этом плане полезными будут такие направления, как экспозиционная работа и культурно-образовательная деятельность.

Экспозиционная работа:

- создание тематических выставок по этнографии местных народов, истории различных конфессий, национально-культурных обществ и автономий;

- организация выставок по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, отражающих культуру разных национальностей.

 Культурно-образовательная деятельность:

- организация и проведение круглых столов, семинаров совместно с представителями национальных обществ, молодежных организация;

- выступления и публикации в средствах массовой информации по данной проблематике на основе исторических и краеведческих источников.

Такие мероприятия помогают учащимся углубить свои знания об исторически сложившихся формах социального сообщества людей, о ведущих тенденциях развития наций и межнациональных отношений в современном мире и в нашей стране, возможных путях межнациональной интеграции и гармонизации межнациональных отношений. Поскольку речь идет о таких всегда актуальных и трудно решаемых проблемах, как межнациональные отношения, задачи воспитательного характера становятся доминирующими. Молодежь нужно подвести к пониманию ряда идей, составляющих ценностную базу культуры межнациональных отношений и шире – общей нравственно-правовой культуры. В ее основе лежит принятый современной цивилизацией принцип гуманистического подхода к этническим проблемам, суть которого рассматривается на проводимых мероприятиях.

Кроме того особое внимание следует обратить на разработку и проведение таких общегосударственных праздников, как Праздник государственного флага Российской Федерации, День Конституции РФ, День России, день народного единства и др. В последние годы во многих регионах России отмечается также Международный день мира (21 сентября) и Международный день толерантности (16 ноября).